Главная Конституционные вопросы О дефиниции категории "конституционализм". Часть вторая

О дефиниции категории "конституционализм". Часть вторая

О дефиниции категории

Сформированные в период борьбы с королевским абсолютизмом в Западной Европе идеалы конституционализма вкладывались первично в два основных постулата: принцип ограниченного правления (государства существуют только для обеспечения достижения специально определенных целей и действуют в границах определенных Конституцией полномочий) и верховенства права (прежде всего, как верховенство естественного права), как отрицание традиционной доктрины королевского или парламентского абсолютного (не ограниченного) суверенитета.

Впоследствии, характеризуя конституционализм его первых времен существования (XVII - XVIII века), ученые, в частности, подчеркивали, что в то время, прежде всего этот термин означал "сам факт наличия Конституции и ее активного влияния на политическую жизнь страны, верховенство и определяющую роль конституции (писаной или не писаной) как основного закона в системе действующего законодательства, опосредованность политических отношений конституционно-правовым нормам, конституционную регламентацию государственного строя и политического режима, конституционное признание прав и свобод личности, правового характера взаимоотношений гражданина и государства ".

Впоследствии конституционализм стал важным фактором развития демократических государств на протяжении всего ХХ века. Как явление мировой политической и правовой культуры он окончательно сформировался при переходе от традиционного к индустриальному обществу. Идеи конституционализма, его теоретическое грунтовки, определение сущности и содержания, предсказания дальнейших путей развития были в центре внимания с той или иной степени заинтересованности в разные годы прошлого века. Значительное влияние на их развитие в середине ХХ в. имели работы С. Х. Маклвейна "Конституционализм и изменяющийся мир" (1939) и "Конституционализм бывший и современный" (1940), С. Д. Фриедриха "Конституционное правление и демократия" (1941) и "Конституционные причины государства" (1957), А. Д. Линдсайса "Современное демократическое государство" (1943), а также значительно более поздние работы - серия статей Дж. Р. Пеннокона и Д. В. Чапмана "Конституционализм" (1979).

Политико-правовая система конституционализма, являясь важной институциональной и процедурной гарантией становления, развития и функционирования институтов гражданского общества, выступала и выступает как условие построения правового государства. Отсюда в первой половине и середине ХХ в. конституционализм как общественно-политическое явление и доктринальное учение в странах с недемократическими режимами (прежде тоталитарными режимами - фашистским, национал-социалистическим, сталинско-большевистским) не признавался. В частности, в советском государственном праве того периода или в тогдашней советской политической науке прежде всего с известных идеологических причин явление конституционализма, как правило, либо замалчивалось, либо подавалось частичного или сознательно ложно. При этом почти всегда акцентировалось на негативной сущности этого явления и подчеркивалась его принадлежность исключительно буржуазному строю. Например, о "конституционализм" писали как о "реакционную течение в политике и юридической науке, признающее конституционную монархию наилучшей формой правления".

Несколько изменилось на формальном уровне отношение к явлению конституционализма в советской государственно-правовой науке в конце 70-х годов прошлого века. В частности, предприняты попытки в научный оборот ввести как отдельное понятие термин "социалистический конституционализм" ("советский социалистический конституционализм"). Соответственно предложено рассматривать "советский конституционализм" как комплексное понятие, включает в себя: во-первых, систему определенных знаний, взглядов (конституционализм как теория, идеология, форма выражения объективной действительности), во-вторых, общественно-политическое движение (Главным вопросом которого является конституция, достижения на ее основе определенных классовых целей, удовлетворения классовых интересов), в-третьих, определенное состояние общественных отношений (который достигается в результате точного соблюдения конституционных предписаний). При этом элементами системы "советского конституционализма" предложено рассматривать "а) социально-экономические политические отношения, образующие фактическую конституцию советского общества, б) действующее советское конституционное законодательство, в) конституционно-правовые отношения; г) конституционное правосознание советских граждан и народа в целом д) конституционную законность; е) конституционный правопорядок". Однако эти идеи и взгляды, даже в таком слишком этажном и достаточно удаленном от классического представления о конституционализм варианте, так и не получили должного восприятия в бывшем Советском Союзе и фактически до начала горбачевской "перестройки" (вторая пол. 80-х годов ХХ в.) советская правовая доктрина оставалась тоталитарной по существу и, соответственно, полной противоположностью доктрине конституционализма (не признание разделения властей, парламентаризму, местного самоуправления, примата прав человека, конституционной юстиции и др.).

Конституционализм как таковой сегодня занимает теорию конституции вообще, историю и практику конституционного развития той или иной страны, группы стран. Под конституционализмом часто понимают особую систему знаний об фундаментальных политико-правовые процессов демократии, их сущность, формы выражения, методы и меры реализации. Образно говоря, в конституционализме часто видели нечто вроде универсального принципа, который включает в себя ряд таких оценочных критериев например: распределение власти, права человека, конституционный контроль, принцип верховенства права.

В широком (политологическом) понимании конституционализм рассматривают в трех аспектах: как идейно-политическую доктрину, как идейно-политическое движение, как государственно-правовую практику. В узком (юридическом) смысле к конституционализма подходят как до, во-первых, "государственного правления ограниченного конституцией", во-вторых, "как учение о конституции в качестве основного закона государства, закона определяющего взаимоотношения государства и общества", в-третьих, "как политической системы, в основе которой лежат конституционные методы правления".

Случайная статья

Основные этапы становления и развития идеи суверенитета государственной власти

Суверенитет государственной власти

В статье осуществлена периодизация процесса развития идеи суверенитета государственной власти, выявлены закономерности и особенности становления этой идеи. Следовательно, определены характерные черты суверенного государственной власти в современной теории государства.

Подробнее ... Основные этапы становления и развития идеи суверенитета государственной власти  

Вход / Регистрация



Опрос посетителей

Ваши предложения по улучшению сайта...